Значение традиции в художественном творчестве

Живи, фольклор!

Фольклор имеют большие возможности для творческого развития подрастающей смены. С раннего детства складывается любовь к творчеству. Но, к сожалению, дети очень мало знают о русской народной музыке и кубанских традициях. А ведь, как важно, знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. С незапамятных времен живут в народе колыбельные песни, детские “попевки”, “частушки”, “потешки». Детям через народное творчество близка поэтизация природы. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Детское творчество часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и выявить способности у детей.

Нам, педагогам, своим примером важно помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несет в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении. Необходимо
разбудить фантазию, объяснить незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой. Кубанская песня созвучна с говором ручейка, шелестом листьев и может быть горной, резвой, живой. Научить надо слышать эти звуки .

Занятия, составленные в форме игры, отвечают задачам, которые необходимо решить на данном этапе. Фольклор позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимые знания и навыком, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни.

На занятиях музыки развиваются творческие способности. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим пением, мы поддерживаем и развиваем дальнейшие способности ребенка.

Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его – это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку. Поэтому ее надо чувствовать и не просто выражать на лице, движениях рук. Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта, стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.

Основные виды музыкального фольклора — это песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши). Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь людей. Регулярно отмечались в старину календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни). Есть и сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные ( протяжная песня) . Такая песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. Это глубокое воздействие на эмоциональный мир детей и подростков. Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору. Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы, в человеческих отношениях определяет задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма.

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. Дети кавказских республик очень любят свою музыку и без стеснения выходят танцевать в круг на свадьбах, проводах. Кубанцы еще робко участвуют в таких мероприятиях. Песня и танец имеют свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи. У одного народа больше песенности, у другого танцевальности. Важно привить любовь к своим исконным обычаям и заронить в душах детей гордость за них.

Немало важно научить понимать музыку своей страны, края со всеми особенностями. И так как мы живем на Кубани, то здесь есть богатые свои традиции, ритуалы и обряды. Очень важно, чтобы учащиеся знали историю своего края, и преподнести ее так, чтобы они полюбили свою малую родину, природу, и родной край, через знакомство с русскими народными песнями и обрядами.

Тут необходимо не только обучать учеников пению и народной пляске, но и владеть навыками прикладного народного творчества. Эти умения необходимы для того, чтобы изготовлять вместе с участниками атрибуты народных праздников; делать их и занятия более яркими, интересными. Самим готовить атрибутику.

Фольклор помогает ребенку с раннего возраста понять важную вещь — кем он хочет стать в будущем. Участие детей и подростков в общественной работе, будь то фольклорный кружок или спортивная секция, помогает им укреплять знания родного языка и истории, традиций и обычаев своего народа.

Кризис воспитания подрастающего поколения очевиден. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Раньше песня передавалась от родителей к детям. Цепь эта прервалась. И сейчас нет цепи детсад-школа-учебное заведение.

Что важно сегодня развивать в народном творчестве? Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, танцами, находясь с ними в самых разнообразных связях, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Эта творческая деятельность нашла свое отражение в фольклорных праздниках: «Круглый год», «Деревенские посиделки» и т.д. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогащает знания.

При изучении обрядов зимнего цикла дети с увлечением могут изготавливать «Миланку», «козу», которую в старину «водили», разучивали игровые сценки, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике («Пришла Коляда – отворяй ворота»).
Готовясь к Масленице, дети могут сами печь блины, изготовить чучело масленицы, затем сжигать его на костре.
Знакомясь с обрядами летнего цикла, традиционно празднуется «Троица», увлекая этим праздником детей. Девочки могут учиться плетению венков. Готовясь к «посиделкам», можно подбирать частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчикам показать свое мастерство в игре на ложках, девочкам – в рукоделии. Чтобы интерес не гас.

Для развития народной манеры пения необходимо использовать:
скороговорки с движениями, притопами и прихлопами. Благодаря этим упражнениям у учащихся наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения.

Возникают проблемы с набором в детское объединение мальчиков. Неохотно идут учащиеся старших классов. Есть вина незаинтересованных родителей. Слабая материальная база. Проблема сохранения устойчивого контингента учащихся. У этих ребят снижается интерес к занятиям фольклором. Это объясняется возрастными особенностями детей. На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура.
В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся фольклором. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Занятия по фольклору не являются показателем уважения и признания в среде одноклассников. Необходимо поднимать престиж детей, занимающихся фольклором, создавать фольклорные ансамбли в современной школе. Они помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них доброту, честность, любовь к своей земле, людям.

Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В двадцать первом веке решение этой задачи приобретает всё большее значение, так как в современной культуре и педагогике появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство очень близко по своей природе творчеству ребенка, легко им воспринимается и, следовательно, ему понятно.

Хормейстер Кубанского фольклорного коллектива « Родники» Николай Гвоздев.

Оцените статью
Добавить комментарий